(греч. ῾Ιππόλυτος ὁ Θηβαῖος) (VII-VIII вв.), визант. писатель. Предположительно уроженец Фив в Беотии (Греция). Автор фрагментарно сохранившейся хроники (Χρονικὸν σύγγραμμα). Вероятно, хроника охватывала события мировой истории вплоть до VII в., однако сохранившиеся фрагменты представляют собой большей частью хронологические таблицы событий и генеалогические списки персонажей новозаветной истории, перемежающиеся краткими заметками о святых Иосифе Обручнике, Иоанне Предтече, об апостолах Иакове, Иоанне Богослове. Из событий позднейшей истории упомянут Вселенский I Собор.
Известны более 40 рукописей с теми или иными фрагментами хроники, древнейшие из них относятся к IX в. (Paris. gr. 48). К этому же времени восходят первые упоминания об И. Ф. Авторы анонимного сборника историй о К-поле (VIII в.) дважды ссылаются на И. Ф.: в рассказе об уцелевшей в пожаре и вывезенной Хосровом II в Персию статуе 2-головой женщины из Панорма, а также в истории о казни сына Константина I Великого Криспа (Constantinople in the Early Eighth Century: The Parastaseis Syntomoi Chronikai / Ed. Av. Cameron, J. Herrin. Leiden, 1984. P. 41, 62-66). При этом особо отмечено, что 1-й рассказ содержится только в «третьей редакции» (τὸ τρίτον δημοσιευομένῳ) хроники. В 1-й пол. IX в. И. Ф. упоминает в Житии Богородицы Епифаний Монах (PG. 120. Col. 212). Имя И. Ф. было знакомо и позднейшим визант. авторам: Михаил Глика (XII в.) называет его, рассуждая о том, на сколько лет отстояло призвание св. ап. Павла от Вознесения Иисуса Христа (Mich. Glyc. Annales. P. 423). Однако в нек-рых случаях цитаты из Хроники Ипполита Фиванского приписывались сщмч. Ипполиту Римскому: Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.) в «Церковной истории» (PG. 145. Col. 760-761) приводит фрагмент из Хроники Ипполита Фиванского (PG. 117. Col. 1040-1041), называя его автора «епископом старшего Рима». Части хроники были впервые опубликованы под именем И. Ф. в 1603 г. Г. Канизием (по ркп. Monac. gr. 306). Полное критическое издание фрагментов было осуществлено в 1898 г. Ф. Дикампом, к-рый выделил неск. редакций хроники (в т. ч. 3 авторские), а также отверг бытовавшее ранее в науке представление о том, что И. Ф. жил в XI в. (PG. 117. Col. 1025) и был автором соч. «О 72 учениках Христовых».